Призматическая шпонка
Шпонка – деталь узлов различных машин и механизмов, предназначенная, как правило, для передачи вращательного момента от вала к шкиву, через запирание (заклинивание) проворачивания ступицы шкива относительно оси вала. Учитывая, что практически во всех современных машинах доминирующий вид движения – вращательный, такая деталь как шпонка выполняет в узлах механизма крайне важную функцию. Учитывая точность размеров шпонки и её строгую калибровку, заменить её сходным изделием при ремонте узла не представляется возможным без ущерба для производительности механизма и безопасности его эксплуатации.
Согласно ГОСТ 23360-78, призматические шпонки изготовлены из прочной стали с высоким сопротивлением к разрыву, имеют несколько вариантов исполнения. Обычная призматическая шпонка имеет как прямоугольные, так и закругленные торцевые поверхности. Кроме того, ряд призматических шпонок приспособлены для крепления на валу. В них выполнены отверстия под винты, вкручиваемые непосредственно в тело самого вала. Другим видом призматических шпонок являются разнообразные скользящие шпонки и скользящие сборные шпонки.
При эксплуатации механизмов, имеющих узлы со шпоночными соединениями, необходимо помнить, что простота шпоночного соединения компенсируется ослаблением вала и ступицы в месте соединения, что снижает его прочность. Кроме того, шпоночное соединение не является вполне надежным при реверсивных и ударных нагрузках на узел.